Калибровка монитора своими силами
Калибровка монитора своими силами. Видеоурок
Сегодня фотографии смотрят на разных устройствах: телефонах, планшетах, компьютерах… и у каждого из них настройки изображения свои, поэтому самому фотографу требуется эталонное устройство, все цвета на котором должны быть идеально правильными. Процедура доведения этих цветов до совершенства и называется калибровкой.
Естественно, нет смысла калибровать старые мониторы TN+, а вот более современные матрицы VA или IPS калибровки требуют.
Калибровать монитор достаточно раз в полгода, и есть здесь три варианта:
Аппаратная настройка
Начните с изучения кнопок на мониторе. Если ничего не понятно, то придется почитать инструкцию, либо использовать «метод ненаучного тыка» (не рекомендуется). После того, как с кнопками управления девайса разобрались, можно переходить непосредственно к настройкам.
Важное замечание: обеспечьте грамотное освещение! Если в монитор напрямую бьёт солнце или лампочка на 200 Вт, никакие настройки не спасут. По-хорошему, это отдельная большая тема, но сейчас несколько основных рекомендаций:
- Яркий источник света не должен напрямую освещать монитор;
- Свет не должен бить в глаза;
- Лучше использовать равномерную рассеянную подсветку, например, в виде светодиодной ленты.
Для чего нужна калибровка монитора
Кроме субъективной оценки яркости, контрастности и цветовых параметров существуют различия в восприятии цветов в зависимости от внешнего освещения. Если обработка фотографии на мониторе производится утром, когда в помещении ровный дневной свет, результат будет один, а если повторить редактирование той же фотографии, но в вечернее время, при искусственном свете, результат будет совершенно другой. Разница во внешнем освещении будет влиять на восприятие белого цвета. При разном освещении он может выглядеть тёплым или наоборот, холодным. Поскольку все цвета «подстраиваются» под белый цвет, без ошибок, при обработке фотографий, не обойтись.
Калибровка монитора перед редактированием фотографий позволит добиться следующего:
- Правильное отображение основных цветов и оттенков;
- Удаление паразитной цветовой окантовки;
- Установка оптимальной яркости и контрастности;
- Хорошее выделение полутонов.
Самый несложный процесс, связанный с калибровкой монитора, это установка яркости и контрастности. Другое дело настройка цветопередачи. Корректно выполнить эту работу «на глаз» практически невозможно.
Выбор монитора
Для профессиональной работы с цветом мы советуем использовать мониторы на матрицах S-IPS типа, которые в достаточно широких пределах позволяют одинаково отображать цвета не зависимо от угла просмотра. Наиболее распространённым и рекомендованным решением являются профессиональные мониторы компании NEC серий Uxi и Sxi, например, NEC MultiSync LCD2690WUXi (обзор на сайте А. Шадрина, эксперта по настройке и эксплуатации колориметрических цифровых и полиграфических цветовоспроизводящих систем), NEC MultiSync LCD2190UXi или NEC MultiSync LCD2090UXi. Достаточно профессиональным решением также являются мониторы Apple Cinema, однако в них не градуировано изменение яркости, что часто приводит к случайной сбивке настроек и необходимости перекалибровки. Можно использовать многие другие мониторы, вплоть до непрофессиональных, но важно понимать, что точность в управлении цветом напрямую зависит от качества и цветового охвата вашего монитора.
Что такое калибровка монитора?
Чтобы калибровать монитор, вам понадобится устройство в виде шайбы, которое устанавливается на монитор и измеряет отображаемый цвет. Оно называется спектрофотометр. Название состоит из того, что это устройство делает: фото = свет, спектро = спектр означает диапазон цветов, и метр = измерять. Итак, оно измеряет цвет. Не волнуйтесь, что необходимо покупать одно из таких приспособлений и подбирать к нему программное обеспечение, они идут в наборе, укомплектованные необходимой программой.
Калибровка монитора или как правильно просматривать фотографии
В данной статье я расскажу вам, что такое правильный просмотр фотографий: как смотреть и на чём смотреть. А также расскажу о терминологии, что бы проще было понимать, что есть что в мире фотографии =)
Но для начала 2-е небольшие аксиомы которые затем будут рассмотрены в этой статьи. Если вы хотите увидеть настоящий цвет фотографий который изначально задумывал фотограф/дизайнер/художник:
1) Просматривать фотографии в электронном виде следует только на IPS мониторах / LED телевизорах (при этом они должны быть откалиброваны)
2) Натуральный цвет распечатанной фотографии будет только при дневном (уличном) свете. В помещении фотография будет уходить в жёлтый цвет (если обычные лампы) и в синий цвет (если энергосберегающие лампы).
Цветокоррекцией занимаюсь уже давно и за это время успел досконально разобраться во всех аспектах восприятия цвета человеческим глазом.
Начнём с того, что мужчины и женщины немного по-разному видят цвета. Женщины более чувствительны к восприятию различных цветовых оттенков, нежели мужчины. В этом я убедился, занимаясь дизайном сайтов и логотипов для компаний. Когда ещё только начинал работать, я не видел особой разницы между оттенками цветов. Думаю, эта картинка очень хорошо подходит к данной теме:
Также не понимал, зачем художникам столько “одинаковых” оттенков в палитре. Однако чем дольше я работал с цветом, тем больше прояснялась картина, насколько отличны цветовые оттенки друг от друга. Самое главное, что умение видеть больше оттенков развивается точно также как и слух и голос.
Итак, с особенностями человеческого восприятия цвета мы разобрались, а что если монитор плазменная панель планшет и даже глянцевая бумага, на которых мы смотрим фотографии, показывают нам не те цветовые оттенки, которые были задуманы изначально? В первую очередь это разочарование для создателя, который цветом пытался показать настроение.
В 2011-ом году я выступал на конференции посвященной свадебной фотографи. Темой выступления стала – творческая обработка фотографий. Был тщательно подготовлен материал, распечатаны фотографии. Началось мое выступление, включились проекторы и. цвета которые показывал проектор так сильно отличались от оригинала, что всю суть моей темы на конференции пришлось объяснять по раздаточным материалам. Из-за неоткалиброванного проектора было невозможно объяснять людям, почему я применил именно тот или иной цвет, т.к. цвета и оттенки были сильно искажены..
С тех пор, на любом моём выступлении – главное условие это откалиброванный монитор/проектор
Но как же понять, какой цвет должен быть в действительности? Во-первых, необходимо, чтобы просмотр материала проводился на откалиброванном мониторе. Помимо этого нужно ещё понимать, если фотограф обрабатывал фотографию на дизайнерском мониторе с IPS матрицей, то цветовой спектр изначально намного богаче (большее количество цветов), чем у тех же стандартных TFT / LED мониторов. На что это влияет? Цвета находящиеся рядом друг с другом, будут сливаться, и выглядят не как несколько оттенков одного цвета, а как один цвет. Представьте, по той же картинке, что у вас все эти 3-и цвета из 4-х могут быть абсолютно одинаковыми, хотя на более менее откалиброванном мониторе это абсолютно разные 4-е оттенка жёлтого цвета.
Зрительно, возможно, это не так заметно, однако при детальном рассмотрении вся фотография будет выглядеть с таким диапазоном куда менее глубокой и с менее прорисованными деталями.
Как проверить свой монитор в домашних условиях?
1 . Проверка на отображение чёрного цвета в фотографии и теней
http://www.lagom.nl/lcd-test/black.php
(Если Вы видите все квадраты с 1 по 255 квадрат – у вас идеально откалиброван монитор по чёрному цвету и вы видите все переходы теней на фотографии. Допускается также с 3 по 255 квадрат. Если видите, начиная с 4, 5-ого квадрата, значит монитор по этому параметру не откалиброван.)
2. Проверка на отображение белого цвета в фотографии и засветов.
http://www.lagom.nl/lcd-test/white.php
(Если Вы видите все квадраты с 200 по 254-ый, то у вас идеально откалиброван монитор по белому цвету. Допускается также с 200 по 253 квадрат. Если видите только до 250-252, то монитор по этому параметру не откалиброван.)
Проверка на смещение цветового градиента и путаницу с цветовыми оттенками –
http://www.sg-photo.ru/color.jpg
(Перед вами с левой и с правой стороны вертикальные прямоугольники. Если с левой стороны у вас он разделяется на 2-е линии, а с правой стороны на 3-и с разным цветом – означает, что монитор НЕ откалиброван по цвету. Например, синий для вас будет, возможно, сиреневым, а оранжевый превратится в коричневый. Всё зависит от того на сколько чётко разделяются эти линии по цвету между собой. Чем меньше различие, тем лучше. В идеале на откалиброванном мониторе слева виден только серый цвет без разделения на 2-е линии. И справа только серый цвет без разделения на 3-и линии.)
Вот что должно получиться в идеале:
Однако если у вас получился результат с цветными полосками, то в этом случае у вас не откалиброван монитор и цвета он показывает не верно:
В большинстве случаев результат неутешительный.
Возможно, вы подумаете, что всему виной ваш монитор, однако не стоит спешить. В любом компьютере картинку на монитор передаёт видеокарта. И всё дело в ней. Монитор лишь показывает изображение которое идёт с видеокарты. Если вы придёте в компьютерный магазин и возьмете 2-а абсолютно одинаковых ноутбука то с вероятностью в 90% дисплеи будут показывать разные цвета. Скорей всего, вы слышали такую фразу, что лучше всего просматривать фотографии на продукции компании Apple (iMac, Ipad и т.д.). Это действительно так, и причиной этому лишь тот факт, что в отличие от ноутбуков и PC компьютеров, которые собираются из разных деталей, видеокарт и мониторов, компьютеры компании Apple – это сразу моноблок, который уже соединил в себе монитор и видеокарту. Логично, что откалибровать такой моноблок можно ещё при сборке, чего не скажешь о РС компьютерах. Ведь сотрудники магазина не знают, какой монитор вы купите и с какой видеокартой совместите.
Покупать продукцию Apple, чтобы “правильно” просматривать фотографии – не единственный выход. Существуют специальные калибраторы: отдельно для мониторов и для принтеров. Я пользуюсь фирмой DataColor. Есть калибратор как на монитор (в моём случае это Spyder 3 Elite), так и калибратор принтера Spyder 3 Print SR.
Процесс калибровки монитора весьма прост. Вам нужно будет поместить на дисплей датчик, он в свою очередь прогонит все цвета и сделает корректировку по цветовым оттенкам. Данная информация (цветовой профиль) записывается в видеокарту. Калибровка монитора занимает в среднем 10-15 минут. Калибровка принтера, за счёт печати специальных мишеней на определенном типе бумаги, займёт в среднем до 2-х часов. Калибровать монитор нужно только в режиме sRGB! Если ваш монитор не поддерживает этот режим, проконсультируйтесь насчёт калибровки с фирмой производителя вашего монитора. Т.к. калибровка в других режимах хоть и улучшит ситуацию на момент – 1-ого и 2-ого теста, который мы с вами прошли, однако 3-ий тест может быть завален из-за того, что монитор может не поддерживать такой диапазон цветового охвата который нам нужен.
Пример как выглядит картинка на всех дисплеях у меня и у моих цветокорректоров:
Если нет возможности воспользоваться калибратором?
В этом случае посоветую посмотреть данное видео – и воспользоваться программой Atrise Lutcurve, которую можно найти в любом поисковике.
Нужно только чётко понимать, смысл калибровки с помощью Atrise – не установка абсолютных правильных значений цветов, как с помощью калибратора, а устранение ухода от нейтрали в оттенки. Ведь когда мы настраиваем гитару по первой струне на слух без камертона, она у нас не точна. Но настроив остальные струны по первой струне гитара начнёт звучать правильно, не фальшивить.
Несколько рекомендаций по просмотру и печати фотографий:
1) Никогда не смотрите фотографии на телевизоре-плазме. На плазме в десятки раз меньше количества цветовых оттенков нежели в мониторах, за счёт чего фотография, просмотренная на ТВ будет с огромным контрастом и жуткими перепадами по цвету. Если и смотреть, то только на LED/OLED телевизорах или с IPS матрицей.
2) Выбирайте только качественные центры печати фотографий. Например я, при отдаче свадеб, отдаю молодоженам ещё распечатанные цветовые мишени на откалиброванном принтере. Тем самым можно сравнить полученную мишень с той которая на мониторе, а также использовать её в будущем для тестовой печати в фотолаборатории. Снимки можно сравнивать только при естественном освещении – желательно утром или днём, но не ночью, т.к. не должно быть никакого доп.источника освещения.
Тестовая мишень (нажмите что бы увеличить на полный экран, а также распечатать в будущем.):
В мае 2015-ого года, с коллегами устроили проверку разных фото салонов – всего было 3-и салона в Зеленограде и 12 в Москве и МО.
Из 15-и “профессиональных” фото салонов – только 2-а показали себя с лучшей стороны. Проверка была по 3м критериям на 5-и разных фотографий:
– Качество бумаги (её плотность)
– Качество чернил и откалиброванность оборудования (калибровка принтера относительно откалиброванного монитора)
– Квалификация рабочего персонала на знание того, чего они делают.
Если с 1-ым у 11-и фото салонов из 15-и было всё хорошо, то по 2-ому и 3-ему пункту – жуткие промахи..
Только у 4х фото салонов – были откалиброванное оборудование! У всех остальных – Ч/Б фотографии у кого-то уходили в розовый оттенок, у кого-то зеленили. Про цветные фотографии вообще говорить печально – голубые цветы превращались у кого-то в сиреневые у кого-то в зеленоватые. У кого-то платье становилось пересвеченным, а у кого-то пиджак жениха сливался в единый цвет и не имел теней. По яркости и контрасту также у многих большие пробелы.
Что касается квалификации персонала – некоторые “специалисты” не могли ответить на вопрос – какая плотность бумаги. Кто-то резал фотографии – самым дешевым резаком для документов после которого оставались следы белой кромки.
По результатам, как оказалось, в Зеленограде печатать вообще ничего нельзя. А вот в Москве мы выделили 2-а лучших центра:
ФотоЛаб , ФотоПро
Я не знаком ни с одним из владельцев данных студий и данные тесты были независимые. Какое качество будет через полгода-год – не известно, надеюсь останется хорошим. Но по крайней мере данные тесты показали, что только
1 из 10-и фото центров действительно работают как профессиональные фото лаборатории.
Пример одной из проверки. Обе фотографии были отсканированы. Слева печать в фотолаборатории с откалиброванным оборудованием, справа печать в фотолаборатории которые не позаботились о качестве печати и калибровке оборудования.
3) Цвет и яркость напечатанной фотографии строго зависит от условий в которых просматривается данная фотография. Натуральный цвет будет только в случае, если эту фотографию посмотреть на улице с естественным освещением. Если посмотреть ту же фотографию в квартире – то её цвет зависит от цветовой температуры ламп. Если лампы
2700 кельвинов – фотография будет уходить в более жёлто-красный оттенок. Если лампы
6400 кельвинов и более – фотография будет уходить в более синий и холодный оттенок.
4) Каждый просмоторщик фотографий – ACDsee, Picasa и т.д. имеют свои встроенные цветовые профили. Тем самым они могут по разному отображать цвета одной и той же фотографии. Тоже самое иногда касается и некоторых браузеров. Поэтому будьте внимательны.
Но даже при всём при этом, не забывайте что у каждого человека свои предпочтения по цвету, и что для вас может показаться идеальным цветом, для другого – это будет не так, и наоборот =) Именно поэтому до сих пор не существует единого правила/шаблона по цвету к которому нужно стремиться в картинах, фотографии, кинематографе и т.д. т.к. все люди разные и у каждого своё видение =)
Статью подготовил и написал: Слава Гребенкин
Создание статьи: 18.11.2013 / Последнее редактирование: 25.12.2015
Калибровка монитора для работы с фото
В большинстве случаев заводские настройки ноутбука и ПК рассчитаны на обычных пользователей, предпочитающих смотреть фильмы и играть в игры. То есть предполагают повышенный контраст, сильную яркость и насыщенные цвета. Дизайнерам, ретушерам и специалистам по фото такие настройки не подходят по ряду причин:
- потеря детализации в глубоких тенях;
- нелинейность градиентов;
- некорректное отображение отдельных оттенков.
Калибровка монитора для обработки фотографий имеет важное значение потому, что многие детали могут вообще не отображаться, если цвета не соответствуют действительности. Также данная процедура понадобится после замены видеокарты, так как драйвера, после ее установки, обычно дают усредненную, стандартизированную картинку.
Существует много вариантов калибровки монитора – от ручной настройки до специальных программ и опций от самого производителя. Настройки такого типа позволяют улучшить цветопередачу на базовом уровне. Тем не менее, для того чтобы увидеть мельчайшие оттенки, необходимо выполнить аппаратную калибровку.
К примеру, фотопейзаж солнечного заката на одном и том же устройстве до калибрования и после него смотрится совершенно по-разному. Данная процедура обеспечивает отображение натуральной цветовой гаммы и плавного перехода от одного оттенка к другому.
На четкость картинки, цветопередачу и детализацию теней прямо влияют следующие факторы, относящиеся непосредственно к монитору:
- тип матрицы;
- бренд-изготовитель;
- эксплуатационный срок.
Для работы с цветом на профессиональном уровне лучшей считается матрица IPS (а также все ее вариации).
Самостоятельная калибровка монитора, фото и видео выполнения которой можно найти на необъятных просторах интернета – сложное и бесполезное занятие. Дело здесь не столько в отсутствии специальных приборов, сколько в субъективности изображения, видимого человеком. Восприятие зависит от таких переменчивых критериев как время суток, уровень освещенности, усталость глаз. При длительной работе за
Момент первый. Зачем делать калибровку монитора? Ответ:
• Для получения правильного стандартизованного цвета на различных калиброванных мониторах пользователей. Т.е. для работы внутри некоторого общепринятого стандарта. Утомлять читателя номерами этих стандартов не будем.
• Для предсказуемого результата отображения фотографий, продаваемых/покупаемых через фотобанки.
• Для обеспечения соответствия между Изображением на экране монитора и печатным устройством. Ибо как можно осуществить правильную цветопечать, если файл редактируется в непонятно каком цвете, а большинство массовых печатающих устройств привязано к определенному цветовому пространству (цветовому охвату), как правило sRGB? Никак, если на дисплее неправильно отображаются цвета.
• Для эмуляции на экране монитора цветового процесса другого устройства с известным цветовым профилем.
Как минимум три из перечисленных задач актуальны для людей плотно занимающихся фотографией, как коммерческой, так и любительской. Конечно, есть еще юзеры достаточно осчастливленные радостью узнавания себя любимого на фото вне зависимости от его качества. Только разделят ли эту радость те, кому это фото будет показано или продано?
Основные термины. Калибровка монитора
есть процесс приведения устройства (монитора) к состоянию, в котором наиболее полно и предсказуемо реализуются требующиеся от него характеристики.
Профилирование (характеризация) монитора
– снятие с устройства (монитора) данных о его цветовых возможностях с целью передачи их системе управления цветом, заложенной в операционную систему компьютера и/или программы редактирования изображения.
Калибровка + профилирование обеспечивают тот факт, что клиенту на дисплее показан правильный цвет и в реальном времени возможно оценить результаты проделываемых с изображением манипуляций.
В современном профиле (или «профайле» – кому как нравится) совмещаются данные и калибровки и профилирования. Он, можно сказать, двухкомпонентный. Там содержится как табличка корректировок, вносимых в видеокарту компьютера, так и результаты характеризации/профилироваия – тоже таблицы, но связывающие возможности цветовоспроизведения с стандартизованным пространством типа LAB (не совсем так, но близко и для понимания годится).
Первую часть читает загрузчик профиля и вносит изменения в LUT видеокарты компьютера, вторая часть отдается операционной системе и программам, поддерживающим управление цветом, например, Photoshop, Corel и т.д. для ознакомления их с цветовыми возможностями устройства отображения – в нашем случае монитора. Чтобы лишнего ничего не показывали, а то, что есть, не утаивали.
Здесь есть много моментов и нюансов, но для обычного пользователя знания вышеизложенного достаточно. Переходим к мифологии.
Миф 1. Калибровка – это развод клиента на деньги, ничего существенного пользователю не дающий.
Данную концепцию обычно несут в массы невежественные сисадмины и клинические жадины, пытающиеся оправдать перед собой самими свою скупость и неготовность вкладываться в собственный же бизнес.
Собственно, тут и говорить особо нечего. Правильную калибровку нужно увидеть, попробовать и потом данные глупости к мозгу прилипать не будут. Есть, правда, трагические исключения, когда клиент попадается на шарлатана с дешевым приборчиком, отсутствующими системными знаниями по затрагиваемому вопросу, покупается на демпинговую цену и остается с тем, что заслужил – жестоким разочарованием, которое громко и гневно транслирует на всяческих форумах. Жаль, конечно, но шаромыжников много, умных слов они нахватались по чужим сайтам и в их сети попадает непритязательный бережливый пользователь. Часть рынка, таким образом, отъедается паразитами.
Как уберечься. Во-первых, четко представлять, зачем вам нужна калибровка и что вы собираетесь получить в итоге. Во-вторых, обратиться к специалистам с репутацией. Оплата Гуглу за рекламу не всегда является критерием профессионализма, как и добавление частички «ПРО» к месту и не к месту. Почитайте сайты, где предлагаются соответствующие услуги, позвоните нескольким, спросите знакомых. Почувствуете разницу. Автор, например, занимается данным ремеслом 14 лет. Значительную часть работы составляет переделка калибровок после работы шарлатанов.
В последнее время, к счастью, и сисадмины повысили свою квалификацию в обсуждаемом вопросе, что проявляется в увеличении количества клиентов-юрлиц. Как правило, это архитектурные бюро, дизайнерские и фотостудии. От всего сердца спасибо грамотным админам.
Главное помните – дешевой качественная услуга не бывает. Плюс вы покупаете не только услугу, но и последующую помощь и консультации в своем рабочем процессе. Оно того стоит, поверьте.
МИФ 2. Ноутбуки не калибруются.
Это не так или, если быть полностью точным, за редкими исключениями не так. Ноутбуки отлично калибруются, хотя их цветовые характеристики (например, цветовой охват) бывают скромными по сравнению со стационарными мониторами на IPS матрицах. Тем не менее, некалиброванный ноутбук с заводскими настройками обычно представляет собой печальное зрелище. Как правило, он безбожно уходит в синий. Что поделаешь, таково представление отделов маркетинга производителя о high-tech. Фантастику американскую видели? Там все высокотехнологичное железо в синеватых тонах. Здесь тоже самое. Калибровать однозначно нужно. Если даже он с TN матрицей, вы все равно получите правдоподобный цвет достаточно близкий к правильному. Только на TN матрице придется соблюдать при просмотре перпендикулярность угла обзора плоскости монитора. Это не удобно, но не смертельно. А на ноутбуках с IPS матрицами этих проблем нет и мы имеем вполне достойное устройство для работы. Хотя они и дороже.
Теперь об исключениях. Последнее время встретилось несколько моделей ноутбуков, позиционируемых, как геймерские, т.е. для компьютерных игр. У них очень приличные IPS матрицы, которые на серьезных форумах получают высокие рейтинги. А калибровать их нельзя, т.е. бесполезно и невозможно. Почему? А вот почему. На большинстве мониторов ноутбуков производитель устанавливает программы-улучшайзеры, которые показывают покупателю максимально красивую картинку. Заметим, не правильную, а красивую. Цели понятны – продать железо. На большинстве ноутов при калибровке улучшайзеры мы удаляем, но на некоторых геймерских их удалить нельзя, поскольку в списке установленных программ ничего подозрительного нет. Надо полагать, они прошиты в микросхемах железа. Могу ошибаться, но у меня несколько раз не получилось. Мы подаем на экран тестовый цвет, а его что-то исправляет. В результате, калибровку сделать нельзя и несчастному покупателю остается наслаждаться красочным зрелищем кровищи от убиенных монстров в подземельях компьютерного шутера. А ноуты очень дорогие и матрицы явно отличные. С данной ситуацией сталкивались на некоторых ноутбуках DELL и HP. Вероятно, данная проблема требует более глубокого изучения.
МИФ 3. Мониторы MAC в калибровке не нуждаются.
Глубокое трагическое заблуждение. Хотя, надо отдать должное производителю, цвет на маковских мониторах (прежде всего речь о MacBook и iMAC), бывает иногда вполне приемлемый и для неискушенного пользователя вполне подходящий. Но есть одно «но». Там обычно неправильная гамма, т.е. характеристики контраста. И возникают проблемы с отображением деталей в тенях и светах. Сделано это явно умышленно и со все той же «благой целью» показать покупателю контрастную насыщенную картинку. Перегибают.
Но нам ведь нужна правильная картинка, не так ли? Сделать ее красивой или такой, как нужно – наша задача. Поэтому для профессиональной и даже полупрофессиональной работы мониторы MAC нуждаются в обязательной калибровке. Без вариантов.
МИФ 4. Калибровка решает все мои проблемы с цветом.
Большую часть – да. Но отнюдь не все. Почти все калибровка монитора будет решать, если пользователь четко представляет, что это и как оно работает. А для этого надо понимать:
- Вы видите правильный цвет на калиброванном мониторе, если условия просмотра в помещении соответствуют определенным требованиям. Не должно быть света из окна, бьющего в монитор или оранжевых обоев перед глазами или еще чего-то подобного. Если присутствует, то цвет, конечно, все равно будет лучше, чем был прежде, но его «правильность» будет далека от идеала.
- Калибровку монитора необходимо производить периодически. Как правило – раз в полгода. Если совсем мало работаете – раз год. Калиброванный монитор – это высокоточный инструмент для работы, который, как и музыкальный инструмент, настроен в соответствии с определенными правилами.
- Не лезть в настройки монитора после калибровки. Не факт, что получится вернуть обратно.
- Если готовите изображение для печати, неплохо бы представлять, как в системе управления цветом компьютера взаимодействуют профиль печати и профиль монитора. Обычно азы этого взаимодействия рассказываем и показываем при калибровке.
МИФ 5. Расширенный цветовой охват монитора – это хорошо.
До определенной степени. Пока этот цветовой охват не выходит за sRGB. Вы уверены, что знаете, как обращаться с большим цветовым охватом? Так вот, для 99% людей, работающих с фото, интернетом достаточно охвата sRGB. Для массовой фотопечати тоже. И цветокоррекцию в Photoshop делать будет в разы проще. Если же у вас имеется свой правильно калиброванный струйный принтер, то можно использовать больший охват, обычно принтер Epson позволяет.
Во всех остальных случаях для большинства людей, монитор с расширенным цветовым охватом будет только проблемой, переплачивать за него не стоит – купите себе лишние трудности. Известные мне исключения – мониторы EIZO серии EDGE и NEC серии SpectraView 2 и то не все, а старшей линейки (порядка 1000$), где для расширенной матрицы сделана соответствующая электроника и можно через панель управления руководить цветовым охватом монитора в зависимости от решаемого круга задач. Вот это действительно замечательно в сочетании с правильной калибровкой. А, когда производитель влепил расширенную матрицу и оставил все это на пользовательскую видеокарту, при этом хвастается, то… Проделки маркетинга и гримасы капитализма.
И убедительная просьба, не путать профиль калиброванного монитора со стандартизованным рабочим пространством Photoshop типа sRGB. Это разные, хотя и взаимодействующие вещи. Тема отдельной лекции. В Photoshop у вас должен стоять рабочим пространством sRGB (если иное не предписано характером задачи), а системный профиль монитора, который мы построили, Photoshop подтянет сам и будет использовать корректно.
По большому счету, расширенный цветовой охват нужен для узко специфических задач. Например, отобразить 100% Cyan. Этого цвета в природе нет. Поэтому на него наш глаз остро реагирует и применяется он, поэтому, в рекламных целях при печати упаковки продукта, типа мороженого. Нужен дизайнерам, работающим для офсета в CMYK. Фотографам ни к чему.
Вопросы выбора монитора – отдельная большая тема.
Вот, пока все. Ресурсы для изучения я привел выше. Хочу только познакомить Вас еще с замечательным специалистом и человеком, несущим культуру цвета в массы – Алексеем Шадриным из Санкт-Петербурга. Это гуру в данной отрасли и мы все в той или иной степени учились на его книгах, статьях, переводах, курсах.
Любознательным рекомендую великолепную книгу Брюса Фрезера – «Управление цветом». Там есть все, что нужно высокому профессионалу при работе в программах, поддерживающих управление цветом.
Ряд тем, которые мы слегка затронули, очень большие и рассказывать можно много. Тем не менее, уже сказанного вполне достаточно для работы. Ведь, как говорил классик, «Знания делятся на два типа. Одни знания мы знаем сами, а другие знаем, где искать. Вторые важнее». Цитата не точная, но верная. Удачи!
Роман Лавренюк для Киевской Школы Фотографии
Как и зачем калибровать монитор фотографу
Admin
Калибровка монитора – это процесс настройки цветопередачи изображения через дисплей (экран) монитора на компьютере и ноутбуке. Настройка цвета монитора играет очень важную роль, когда вы обрабатываете фотографии и готовите их к печати.
Каждый монитор передает цвета по-разному, иногда с очень вескими различиями. К примеру, вы хотите распечатать фото, которые уже прошли обработку и выглядят прекрасно. Но в распечатанном виде цвета изменились – потускнели, перебрали непонятные оттенки, приобрели тени или засветы – это означает, что проблема в одном из двух: либо монитор не откалиброван, либо принтер, с помощью которого печатали фото.
Устройство для калибровки дисплея
В идеале калибровать монитор лучше всего с помощью специального устройства, которое так и называется – калибровщик монитора или «спайдер», «паук» для калибровки экрана ноутбука и стационарного компьютера. Этот «спайдер» калибрует также и принтер.
Как проходит процесс калибровки
Калибровщик монитора продается вместе со специальной программой, которая очень легко и быстро устанавливается на компьютер. С помощью USB калибровщик подключается к ПК и вешается на монитор.
Затем печатаются паллеты с основными цветами и их оттенками и сканируются калибратором монитора.
Далее создается профайл – специальный файл, который указывает принтеру, как правильно печатать цветовую гамму изображения. Помните, что принтеры обычно передают цвета очень хорошо в том случае, если вы используете оригинальные чернила. А если вы покупаете картриджи либо чернила не производителя, то цветовая палитра может быть грубо нарушена при печати, и тогда принтер нужно калибровать обязательно.
По длительности процесс калибровки монитора занимает 5-7 минут.
Стоимость калибровщиков мониторов
Предупреждаем сразу, что это устройство стоит дорого. В среднем от 4000 до 15000 гривен в зависимости от качества, страны-производителя, бренда и комплектующих.
А сама калибровка требуется 1-2 раза в год – не более. И, конечно, даже 4000 гривен потратить на то, чтобы раз в год откалибровать свой монитор не каждый, даже профессиональный фотограф, решится.
Поэтому советуем прибегать к таким вариантам решения проблемы:
- Арендовать калибровщик монитора у специалиста, который приедет к вам и все сделает
- Скинуться группой профессиональных фотографов и купить один калибровщик монитора на всех, чтобы по очереди им пользоваться
- Взять калибровщик монитора напрокат
Откалибровать монитор – сохранить здоровье
Некалиброванный монитор может быть опасен для вашего зрения. Проблема в том, что в магазине, где продают мониторы, выкручивают яркость на максимум, чтобы на витрине они выглядели максимально привлекательными для покупателей. Однако смотреть на такой яркий монитор ежедневно – не просто вредно для глаз, а даже губительно. К тому же неестественно яркие цвета разрушают вашу психику и негативно влияют на нервную систему.
Цвета с повышенной яркостью также неполноценно передают естественные цвета фотографии. Чем ярче монитор, тем бледнее выглядят цвета и не такими насыщенными. Чем темнее монитор, тем сочнее и насыщеннее кажутся цвета.
Специалист, который занимается обработкой фотографий, знает, что часто насыщенность цвета в фоторедакторе изменяется не бегунками насыщенности, а бегунками яркости, что является более эффективным.
Другие способы калибровки монитора
Способ 1. Калибровка по картинкам
В интернете можно скачать различные картинки для калибровки монитора ноутбука и стационарного компьютера. Они так и называются – картинки для калибровки монитора. Если вы скачиваете картинку, а там написано, к примеру, «настройте красный так, чтобы был виден такой-то квадратик» или «настройте зеленый так, чтобы был виден такой-то треугольник» и так далее – то вы имеете дело именно с картинками-калибровщиками.
Просто следуйте инструкции и разным подсказкам в формате игры, чтобы откалибровать монитор ноутбука и компьютера, и все получится.
Конечно, не так качественно, как с помощью «паука» и, может, не с первого раза даже, но зато деньги не потратите на покупку устройства.
Способ 2. Калибровка с помощью смартфона
В идеале для калибровки монитора с помощью смартфона использовать или Айфон или Хуавей, но не Самсунг. Так уж сложилось, что цветопередача на Айфоне в разы лучше и четче, а сегодня почетное первое место рядом с ним уже делят корейские и китайские бренды, а вот Самсунг в этом плане значительно отстает. Поэтому калибровать с помощью Самсунга – неблагодарное дело.
Для калибровки монитора с помощью смартфона лучше использовать две фотографии: одну цветную, где изображен человек, виден его цвет кожи, какая-то зелень на фоне и друге яркие детали – это для калибровки цвета. А вторую – фотографию, где изображены полутень и полусвет, то есть какой-то объект, где часть его в тени, но в этой тени различимы какие-то детали, и другая часть освещена очень хорошо, почти на грани пересвета, но там тоже различимы детали.
Выбрав фотографии, выставляем на Айфоне яркость на предпоследнее деление, то есть почти на максимум, чтобы чуть-чуть до максимума яркости не хватало. Затем открываем фото там и там, яркость своего монитора настраиваем так, чтобы вы видели детали и в цветах, и тенях примерно так же, как было на Айфоне.
Если у вас слишком завышена яркость, то на мониторе, допустим, щека человека на фото будет полностью засвечена, и вы видите все совсем белое, а на самом деле на Айфоне видите, что на щеке есть какие-то различимые детали, например, текстура кожи четко видна или морщины выделяются.
Если же яркость будет темнее, чем нужно, то получится, что освещенные детали вы видите нормально, а то, что в тенях на вашем мониторе будет казаться совсем темным. Но на самом деле окажется, что в тенях все-таки видны детали.
Как выбрать качественный монитор в магазине
Калибровать есть смысл только изначально качественно собранные мониторы с хорошим железом и мощностью. Другие же – некачественные, очень дешевые или подделки – калибровать нет смысла, их это не спасет.
И хотя внешне визуально сложно определить качество монитора, есть один простой способ: подходите к монитору, смотрите на него прямо, а потом снизу, сверху, с боков. При всех этих просмотрах с разных сторон не должно быть никаких серьезных искажений цветов.
Если у вас дешевый монитор, то когда вы смотрите на него спереди и все нормально, то, как только посмотрите немножечко снизу – все станет слишком темное, сверху – слишком светлое, или наоборот. Избегайте таких мониторов, если вы являетесь профессиональным фотографом.
Есть очень хорошие модели мониторов с IPS матрицей 22-24-дюймовые, стоимостью 15 000 гривен. Если вы – начинающий фотограф, берите что-то подобное. Не гонитесь сразу за мониторами по 30 000 гривен, потому как вам нужно сначала натренироваться различать тонкости цветов и их оттенков. У некоторых эта тренировка занимает от двух до трех лет, а другим не хватает и пяти. Конечно, большинство профессиональных фотографов, по-настоящему профессиональных, даже через несколько десятков лет опыта не могут натренировать глаза различать тонкости цвета, и потому не видят разницы между цветами на мониторе за 15 000 гривен и, к примеру, за 40 000 гривен.
Когда калибровка монитора – необходимость
Помните, что не нужно страдать максимально точной цветопередачей, если вы – обычный фотограф. Много раз проверяли: к одному ПК подключены два монитора разных фирм. Проводим калибровку очень хорошим дорогим аппаратом, и все равно небольшая разница в цветопередаче.
У вас не будет такого, что откалибровал свой монитор, и все изображения у всех сразу же стали идеальными. У всех ведь разные мониторы, разного качества, есть калиброванные, есть – нет, поэтому сильно не тревожьтесь о дорогостоящей калибровке.
Максимально точная цветопередача нужна, если вы печатаете дорогие фотокниги в крутых фотосалонах. Если же речь идет о печати всех вариантов офсетных фотокниг с тонкими страницами с двухсторонней печатью, не стоит сильно переживать за калибровку. Для этих машин офсетной печати что калибруй, что нет – разница невелика.
Проблемы и вызовы калибровки мониторов
Не забывайте, что даже если вы профессионально откалибруете монитор, чтобы угодить вашим клиентам, они-то будут смотреть эти фото на своих домашних ПК, ноутбуках, телевизорах, используя энергосберегающий режим, и никакой калибровки не применяя. Так что большинство ваших клиентов, к сожалению, не увидят те прекрасные цвета, которые вы для них создали.
И еще один момент: вы откалибровали монитор, отредактировали фото, принесли в салон на печать, а вам там распечатали на дешевом некалиброванном принтере. И проблема в том, что если это маленький городок и фотосалон только один, максимум – два, то выбора у вас, по сути, нет. Тоже не переживайте, главное, качественно выполняйте свою работу и знайте, что достичь идеала цветопередачи в помощь калибровки – возможно.